Суббота, 18.05.2024, 22:17Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Февраль » 14 » VIN код
VIN код
04:01
Как был создан VIN

Для обеспечения учета и идентификации транспортных средств производители длительное время использовали собственные системы маркировок их основных деталей. Это порой приводило к появлению одинаковых номеров на различных автомобилях, что существенно осложняло розыск похищенного автотранспорта. В середине 70-х годов Интернациональной организацией нормирования (ISO) был разработан и принят международный стандарт – ISO/3779 (действующий в 3-й редакции от 01.04.1984). Им определены принципы построения идентификационного номера транспортного средства – VIN (от английского Vehicle Identification Number – идентификационный номер транспортного средства). Стандарт устанавливает 17-значную структуру идентификационного номера транспортного средства и распространяется на все виды автомобилей, прицепы, мотоциклы и велосипеды с подвесным мотором (мотовелосипеды). Применительно к легковым автомобилям подразделением ISO-TC22 «Легковые автомобили» был отдельно разработан международный стандарт ISO/3780, первую редакцию которого приняли Бельгия, Бразилия, Болгария, Чили, ФРГ, Финляндия, Франция, Гана, Иран, Италия, Япония, Югославия, Канада, Нидерланды, Австрия, Румыния, Швеция, Швейцария, Испания, ЮАР, Чехословакия, Турция, Венгрия, США.

В январе 1982 года был подготовлен проект второй редакции указанного стандарта. На сегодня стандарта ISO/3780 придерживаются практически все известные производители автомобилей.

Идентификационные номера транспортных средств (VIN-коды) представляют собой упорядоченное сочетание арабских цифр и больших букв латинского алфавита: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0 / A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z. Буквы I, O, Q в идентификационных номерах кузовов не используются, поскольку их легко изменить – например, «I» на «1», а «O» на «Q»).

Структура

В общей структуре идентификационного номера транспортного средства международным стандартом выделяются три части: первая – код изготовителя (WMI), вторая – описание автомобиля (VDS), и третья – идентификация автомобиля (VIS).

 Стандарты советских времен

Несмотря на то, что СССР еще в 1982 году одобрил проект второй редакции стандарта ISO/3780, практически до 1985 года каждый завод-изготовитель сам определял структуру и вид маркировочных обозначений на деталях и узлах транспортных средств, руководствуясь ГОСТом 2930-62 «Шрифты и знаки» (введен в действие с 01.07.1963 г.). Этот ГОСТ установил основные требования к строению (форма, размеры), взаимному расположению (величина промежутков) и пределам допустимых отклонений размерных характеристик знаков различных шрифтов.

С 1.07.1985 г. в СССР был введен в действие отраслевой стандарт ОСТ 37.001.269-83 «Транспортные средства. Маркировка». С 1.01.1989 г. он был заменен ОСТом 37.001.269-87 с таким же названием (введен в действие с 01.01.1989 г.).

ОСТы 37.001.269-83,-87 были разработаны в соответствии с требованиями ISO, в частности, стандартов ISO 3779-83 и ISO 4030-83. Они определяли общий перечень транспортных средств, которые должны иметь маркировку, а также правила маркирования, структуру идентификационного номера и правила его нанесения, содержание, форму, материал заводских табличек и другие требования к ним.

С 01.01.1998 г. в Украине введен в действие ДСТУ 3525-97, который в значительной мере является повторением ОСТа 37.001.269-87 и не содержит ссылок ни на этот отраслевой стандарт, ни на какие-либо международные стандарты.

Несмотря на требования ГОСТов, ОСТов и ДСТУ, производители бывшего СССР далеко не сразу стали наносить на свои кузова семнадцатизначный номер, соответствующий нормам VIN-кода. На автомобилях ЗАЗ «полноценный» VIN-код появился с 1987 года. ВАЗ использовал до декабря 1981 года разные виды кодов – 11-, 12-, 14- и 17-значные, и лишь после 1981 – только 17-значный. ГАЗ начал наносить 17-значный VIN с 1990 года, УАЗ – с 1992.

Код изготовителя

WMI (от английского World Manufacturer Identifier – всемирный код изготовителя) – это первая часть VIN-кода, предназначенная для обозначения изготовителя автомобиля. WMI обычно состоит из трех знаков, которые определяются организациями, не являющимися изготовителями. Каждому автопроизводителю в соответствии с положениями ISO/3779 присваивается один или несколько кодов WMI. Совместно с остальными частями VIN-кода WMI обеспечивает идентификацию всех автомобилей, производимых в мире на протяжении последних 30 лет. WMI, уже присвоенный одному из производителей, недопустимо присваивать другому на протяжении минимум 30 лет после того, как его использование было прекращено.

В WMI символы располагаются следующим образом. Первый символ – это буква или цифра, которая обозначает географический регион (географическому региону в случае необходимости может быть присвоено несколько символов). Второй символ – это буква или цифра, обозначающая страну в географическом регионе. При необходимости стране может быть присвоено несколько символов (например, коды производителей США могут начинаться со знаков 1 или 4). Комбинация первого и второго символов позволяет однозначно определить страну. Третий символ – это буква или цифра, присвоенная национальной организацией определенному производителю. Комбинация первых трех символов позволяет точно определить производителя. Если автопроизводитель изготавливает менее 500 автомобилей в год, в качестве третьего символа используется цифра «9». Для более точного определения таких производителей национальные организации могут использовать третий, четвертый и пятый символы, относящиеся, по общему определению, ко второй части VIN.

Описание автомобиля

Вторая часть номера кузова – VDS (от английского Vehicle Description Section) – служит для описания автомобиля. Она содержит информацию об основных составляющих транспортного средства. VDS должна состоять из 6-ти знаков. Если один или несколько из них не нужны (не используются), на их месте изготовитель должен проставить буквы или цифры по своему выбору (наиболее часто «0» или «Z»). Символы и их последовательность определяются изготовителем и обычно используются для обозначения типа автомобиля, его конструкции, типов кузова, двигателя, конструкции привода, рабочего объема двигателя и пр. Система кодирования комплектующих в идентификационных обозначениях автомобилей позволяет устанавливать, соответствуют ли этим кодам такие элементы автомобиля, как, например, тип кузова, двигатель, коробка передач, что немаловажно при решении вопроса о подлинности идентификационного номера транспортного средства.

 Код для двигателя

Помимо кузовов (шасси) автомобилей, производители нумеруют и иные комплектующие транспортных средств. В соответствии с директивой 78/507/EWG Совета по стандартизации нормативных актов стран-участниц Международной организации нормирования, некоторые из наносимых на агрегаты номеров могут включать не более 14-ти знаков.

Одним из основных нумеруемых агрегатов автомобиля является двигатель. Его номер обычно наносится на специально предназначенную для маркировки площадку блока цилиндров либо на табличку, которая наглухо крепится к такой площадке.

Номера двигателей и других агрегатов не регламентируются системой VIN, однако разрабатываемая самими производителями структура этих номеров, как правило, стандартна для автомобилей определенной марки.

Номер двигателя обычно состоит из типового кода (группа знаков, определяющих его тип (модификацию) и порядкового (серийного) номера. Возможно включение в типовой код данных о рабочем объеме двигателя, типе топлива и пр. Например, в номерах двигателей автомобилей Opel указываются:

1 2 3 4 5 6..........13
C 1 4 N Z 12345678

где
1 – предельные показатели выброса отработавших газов;
2, 3 – рабочий объем двигателя (здесь – 1,4 л.);
4 – способ подачи топлива;
5 – коды специального исполнения;
6-13 – порядковый (серийный) номер.

На номерных площадках двигателей могут быть выбиты и другие обозначения, содержащие информацию технического характера (степень сжатия горючей смеси в цилиндрах, поколение, к которому относится двигатель, и др.). Часто на блоках цилиндров ставятся фирменные знаки изготовителей, год изготовления и т.п., которые отличаются от остальных символов выпуклостью формы и к номеру двигателя никакого отношения не имеют.

Идентифицирующая часть

Третья часть номера кузова – VIS (от английского Vehicle Indicator Section) – представляет собой определенную последовательность знаков, предназначенных изготовителем для учета автомобилей как индивидуально-определенных объектов. Эта последовательность вместе с VDS обеспечивает однозначную идентификацию всех автомобилей, выпущенных этим изготовителем в течение последних 30 лет. В отечественной литературе эта часть VIN получила название порядкового (серийного) номера.

VIS, последняя часть VIN, состоит обычно из 8 знаков, причем последние 4 должны быть цифровыми.

Следует также отметить, что многие производители микроавтобусов и грузовых автомобилей присваивают этим транспортным средствам 17-значные идентификационные номера, имеющие структуру, сходную со структурой идентификационных номеров легковых автомобилей. В то же время производители автомобилей тех стран, которые не приняли международный стандарт в какой-либо редакции, могут маркировать кузова (шасси) идентификационными номерами с меньшим количеством знаков. Так, например, автомобили Mitsubishi Pajero, собранные в Арабских Эмиратах, имеют 14-значный номер кузова.

 Структура VIN-кода
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
K N A JA 55 3 4 W 9 11 7 5 6 8 9 0 3
1-3 - WMI; 4-9 - VDS; 10 - 17 VIS

Расположение VIN-кода

Идентификационный номер транспортного средства в системе VIN-кода должен располагаться в один или два ряда при сохранении одинаковых промежутков между смежными знаками номера. В случае размещения номера в два ряда нельзя разделять части VIN-кода при переносе на вторую строку. Допускается разделение смежных звеньев символом-разделителем, отличающимся от используемых в обозначениях цифр и букв. Такой знак (горизонтальная черта, звездочка или фирменный знак) помещается часто до и после номера или его части, идентифицирующей транспортное средство.

VIN-словарь

Стандартами ISO дано определение ряда важных понятий.

Идентификационный номер транспортного средства (VIN) – это упорядоченная последовательность знаков, использущаяся изготовителем для идентификации автомобиля. Данный стандарт устанавливает принцип единственности и структуру VIN, а также определяет его назначение как основного средства идентификации автомобилей, поскольку VIN:

индивидуализирует автомобиль в целом как конечный производственный продукт;
наносится на редко заменяющиеся и, как правило, несъемные элементы автомобиля (кузов или рама/ шасси);
содержит данные, характеризующие транспортное средство в целом.

Изготовитель – лицо, фирма или общество, ответственное за выпуск автомобилей и однозначность VIN. К числу изготовителей транспортных средств потенциально могут быть отнесены и физические лица, имеющие разрешение властей на производство (сборку) автомобилей. Следует также отметить, что во многих случаях наряду с термином «изготовитель транспортного средства» используется равнозначный ему термин «производитель транспортного средства».

Год – календарный год производства автомобиля или год выпуска модели по определению изготовителя. Таким образом, международный стандарт устанавливает два варианта исчисления времени изготовления транспортных средств: на основании календарного года и на основании периодов, определяемых непосредственно производителем, причем таких, которые заведомо не совпадают с календарным годом. В последнем случае чаще всего речь идет о так называемом «производственном годе» (подробнее – «АЦ» № 15).

Символ-разделитель – символ, знак или соответствующая маркировка для разделения частей VIN или отметки границ (начала или конца) VIN. Символы-разделители не входят в структуру VIN, не могут быть похожими на арабские цифры или буквы латинского алфавита и представляют собой, как правило, фирменные или иные постоянно используемые для этих целей знаки, определенные производителями (например, фирменный знак Mercedes или «снежинка» для Audi-VW).

Распределение первого и второго знаков кода производителя по странам
Первый знак – географический регион Второй знак – страна
A B C D E F G H J K L M N P R S T U V W X Y Z 1 2 3
Африка A ЮАР Б.С. Кости
B Ангола Кения Танзания
C Дагомея Малагасия Тунис
D Египет Марокко Замбия
E Эфиопия Мозамбик  
F Гана Нигерия  
G Мадагаскар
H в настоящее время не используется
Азия J А - 0 (ноль) Япония
K Шри-Ланка Израиль Южная Корея
L Китайская Народная Республика
M Индия Индонезия Таиланд
N Иран Пакистан Турция
P Филиппины Сингапур Малайзия
R в настоящее время не используется
Европа S Великобритания ГДР Польша
T Швейцария Ч-Словакия Венгрия Португалия  
U не используется Дания Ирландия Румыния -
V Австрия Франция не используется Испания Югославия
W Федеративная Республика Германии (все обозначения)
X Болгария Греция Нидерланды СНГ Люксембург
Y Бельгия Финляндия Мальта Швеция Норвегия
Z Италия -
Северная Америка 1 США (все обозначения)
2 Канада
3 Мексика Коста-Рика
4 США (все обозначения)
5 в настоящее время не используется
Океания 6 Австралийский Союз
7 Новая Зеландия
Южная Америка 8 Аргентина Чили Эквадор Перу Венесуэла
9 Бразилия Колумбия Парагвай Уругвай Тринидад
0 в настоящее время не используется

Категория: 4. Средства передвижения | Просмотров: 3009 | Добавил: shmoo | Рейтинг: 0.0/0 |
Copyright Диверсант SHMOO © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz