Суббота, 18.05.2024, 22:33Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2010 » Март » 15 » Финикия (продолжение 2)
Финикия (продолжение 2)
15:41
д) При диадохах и в эпоху эллинистических монархий Ф. бывала неоднократно театром войн; ее города переходили из рук в руки; вместе с Сирией она была постоянно спорной областью между Птолемеями и Селевкидами, что отразилось не только на монетах, но отчасти и на именах; Акко переименована сначала в Птолемаиду, потом в Антиохию. Основана Лаодикея Ливанская, с семитическим населением. Несмотря на беспрерывные войны и на создание нового приморского культурного центра — Александрии, древние финикийские города все еще пользовались благосостоянием, особенно Сидон и Арад; Тир долго не мог оправиться после погрома. В Сидоне Александр сверг старую династию, посадив Абдалонима, Птолемей сделал царем своего генерала Филокла, известного греческими симпатиями; он ссудил делийцам деньги для уплаты контрибуции Птолемею I. Вероятно, к той же династии относятся Этмуназары (см.) и Табниты (см.), царствовавшие под верховенством Птолемеев, которых они называют "адон мелаким" ("владыка царей") и от которых получили "Дору и Иoппию, прекрасные хлебные земли, что в полях Саронских". На монетах II в. до Р. Х. Сидон величает себя "матерью Каккабы (Карфагена), Иппоны, Кития и Тира". Последний не остается в долгу и величает себя "матерью сидонян", в то время как Селевкова Лаодикея Ливанская, считая себя царским городом, именует себя "метрополией Ханаана". Таким образом, продолжается старое соперничество. Особенно оно заметно в истории Арада; здесь интересно также влияние египто-сирийских отношений. Богатый береговой пригород Мараф, держась Птолемеев, отложился от Арада, опиравшегося на Селевкидов. Братоубийственная борьба продолжалась с половины III в. до самого римского времени и кончилась разрушением Марафа. Несколько ранее был разрушен Берит (140 г. до Р. Х.), Трифоном. Во время междоусобий последних селевкидов финикийским городам удалось приобрести полную автономию; многие из них вместо селевкидской эры вводят новую со времени освобождения: Сидон и Триполь — с 111 г., Тир — с 126 г. (вм. 275, с Птолемея II); Арад еще раньше принял автономную эру 259 г. В то же время на Ливане появились арабские разбойничьи племена, опустошавшие области городов; в последних была анархия и появлялись "тираны" (в Библе и Триполе).
е) Римское владычество признало городские автономии; некоторые города (Дора, Библ) приняли Помпееву эру 64 г. Римляне истребили разбойников и "тиранов". Август в наказание за сочувствие Антонию ограничил автономию Тира и Сидона, подчинив их надзору легата, но, вероятно, лишь временно, так как из Деян. Апост. (см.) можно заключить о существовании дипломатических сношений между ними и Иродом Агриппой (44). Освобождение многих городов в Сирии было не актом великодушия римлян, а желанием освободиться от хлопот по непосредственному управлению и сбору дани. Сохраняя юрисдикцию и финансовое управление, города были организованы римлянами на аристократических началах ценза; налоги взимались по римским провинциальным установлениям. При Севере провинция Сирия разделяется на Syria Palaestina, Syria Coele и Syria Phoenice; последняя заключала в себе не только берег, но и Илиополь, Емесу, Дамаск, Пальмиру, Авранитиду, Ватанею и Трахонитиду. В 198 г. появляется первый legatus provinciae Phoenices. Впоследствии (IV в.) из трех провинций было образовано 7, причем Ф. "приморская" отделена от "ливанской". В Ф. стояли легионы и устраивались римские колонии ветеранов (возобновленный в 14 г. до Р. Х. Берит как Colonia iuris Italici, при С. Севере — Лаодикея, Тир, при Гелиогабале — Сидон и т. д.). При Адриане Тир получает титул метрополии финикиян, вероятно, в религиозном отношении; этот титул сохраняется до Александра Севера; появляется высшее духовное лицо "финикарх", о функциях которого ничего неизвестно. Как под селевкидским, так и под римским владычеством западная культура продолжала распространяться в Ф., переплетаясь с туземной. Хотя греческий язык и делается официальным (на монетах) и литературным, хотя греческое искусство берет верх над туземным, но и местные представления оказывают влияние на классический мир, и туземная интеллигенция умеет долго оставаться носительницей двух культур. Не только в самой Ф., но и на Кипре и даже в Греции долго продолжают писаться финикийские надписи, иногда с греческим переводом. Местные боги сопоставляются с греческими, подгоняются сходные мифы; финикияне переводят нередко свои имена на греческий лад, молятся греческим богам (напр. на Делосе). Неоплатонизм, эта своеобразная переработка зап. философии в восточном смысле, имел одним из наиболее видных представителей тирского уроженца Малха, по-греч. Порфирия. Вообще Ф. была одним из центров эллинистической ученой литературы. Страбон говорит о сидонской философской школе, знакомой с Аристотелем и представлявшейся Боэфом и Диодотом. Свида упоминает о Зеноне и его труде "Сидонская история". В Тире еще раньше процветали стоики — Антипатр, друг Катона Младшего, и Аполлоний, описавший жизнь Зенона и составивший библиографию стоицизма. Свида говорит об Аспасии, библском софисте, современнике Адриана, написавшем историю Библа. Библ в конце I в. по Р. Х. был также центром богословской литературы, представителями которой являются Филон и Ермипп. Современником последнего был Марин Тирский, первый ученый географ, который, изучив восточные и греческие географические труды, составил первые карты, послужившие потом для Птолемея. Из других тирян известны: Павел ритор, речи которого перед Адрианом город обязан титулом метрополии, и Максим философ, один из воспитателей ими. М. Аврелия. Все эти авторы писали на греческом языке; многие из них были природные греки, но влияние на них туземной культуры, а может быть, и финикийских литературных источников (напр. на Филона и Марина) нельзя отрицать. Зато юридическая школа в Берите была исключительно римским учреждением.

Христианство. Финикияне были единственным языческим народом, удостоившимся непосредственно слушать проповедь Спасителя (Ев. Луки VI, 17) и видеть Его в своих пределах (Мрк. VII, 26; Mф. XV, 21). После убиения первомученика Стефана Ф. была ближайшей страной, куда направились "рассеявшиеся" проповедники христианства (Деян. XI, 19). Aп. Павел во время своего третьего путешествия нашел в Тире уже целую "церковь", с которой он провел неделю (ibid. XXI, 3). Во II веке уже встречаются тирские епископы, которые, между прочим, принимали видное участие в решении пасхального вопроса. В 334 г. в Тире был арианский собор; сидонский епископ участвовал на первом вселенском соборе. Финикийские города дали немало мучеников во время гонений Диоклетиана, Галерия и Максимина.

Религия финикиян имела общесемитическую, в частности ханаанскую, основу и, подобно другим сирийским, находилась под сильным влиянием вавилонской. Боги-покровители семитических племен и колен — "ваалы" ("владыки") — при новых культурных условиях сделались покровителями городов, ваалами Тира, Арада, Тарса и т. д. Рядом с ними существовали женские божества "Ваалат" (владычицы), иногда занимавшие первенствующее место в культе (напр. в Библ) и сопоставленные с вавилонской Истар в форме Ашторет (Астарта). В Библе, Берите и некоторых других местностях сохранились представления о верховном семитическом божестве Эле (см.) и его женской форме Элат, но в культе он отступал на задний план. Тирский Ваал носил имя Мелькарта (см.), "царя города", что вполне приличествовало богатому центру торгового и морского могущества; на Кипре также часто местных богов называли "царями" — "Малик" (отсюда Молох). Первоначально Ваал и Астарта в своих различных формах имели характер божеств плодородия. Ваал, как бог мужского элемента в природе, был богом неба (Ваал-шамаим, Βεελσάμην, Ваал неба, сопоставленный впоследствии с Зевсом), дождя и бури, тождественным с северосемитским Ададом, который также был известен в Ф. Астарта, хтоническая богиня, также получила небесный характер и даже иногда называлась "царицей небес". Распространившиеся из Вавилона представления о богине плодородия и ее любви к юному богу весны, нашедшие себе воплощение в мифе об Истор и Фаммузе, известны были и в Ф. В Библе рассказывали о трагической смерти и воскресении Адониса-Элиуна ("высочайший"), в Берите — о любимце Астарты Эшмуне (см.), изувечившем себя и обожествленном богиней. Этот Эшмун был одним из наиболее популярных образов финикийской мифологии: его чтили и в Сидоне, и в Тире, и на островах, и в Карфагене, где на вершине Бирсы стоял его храм. Греки сопоставляли его со своим Асклепием. По-видимому, он был олицетворением космической жизненной теплоты. Хтонический характер имеют и мифы об Эле (см.) — Кроне и его отце Уране (вероятно, божестве земного плодородия Тебеле, названном Ураном в угоду эллинизации), рассказанные Филоном Библским. Однако божества неба были и владыками светил. Филон прямо называет Ваал-шамаим солнцем, как ούρανοϋ κύριος; Астарта выступает в качестве богини луны. Морской характер нации обусловил и появление божеств моря. Отчасти такой характер получил и Мелькарт Тирский, которого на монетах стали изображать сидящим на крылатом морском коне; но у Филона перечисляются как различные герои, изобретатели мореходства (первый — Усоос, переплывший на бревне море, брат Ипсурания, первого обитателя островного Тира, может быть, герой-эпоним Ушу, берегового поселения Тира), так и три поколения богов: Нерея, Понта и Посидона. На поздних монетах финикийских городов встречаются изображения морских божеств с хвостами дельфинов и божеств с трезубцами, стоящих на дельфинах (из Берита, где, по Филону, почитался "Посидон"). Поразительно обилие божеств-охотников. Кроме Усооса, Филон называет Агрея, Алиея, Элиуна-Адониса, Агрота; надписи сообщают имя бога Цеда ("Охотник", греч. Ферон). В этом нельзя не видеть наследия пустыни, а может быть, и влияния вавилонских мифов, Гильгамис которых дал образец для бесчисленного множества изображений уродливого божества, держащего в руках львов и других животных и напоминающего египетского Беса. Кроме этих божеств финикиян (особенно на Кипре), чтили общеханаанских (проникших в Египет) — Решуфа (см.) и богиню Анату, сопоставленную у Филона с Афиной. Вероятно, уже в поздние времена заимствованы из Вавилонии боги Салман и Нергал. Египетская религия, принявшая в свой пантеон Ваала, Астарту и др., в свою очередь оказывала влияние на финикийскую; сходство некоторых представлений (особенно в культе г. Библа; см. П. Лукиан, "De Syria dea") облегчало это влияние. Так, финикияне чтили Осириса и его цикл, Тота (у Филона он выступает богом премудрости), Пта; финикияне, бывая в Египте, молились тамошним богам и ходили на поклонение в местные святыни (напр. Абидос, где найдено несколько десятков их graffiti). Сопоставление божеств различных местностей, дифференциация их, привнесение новых элементов из других религий и т. п. повлекло за собой путаницу, заставившую подумать о классификации божеств и систематизации религиозных представлений. Следы этого можно найти, напр., в известной присяге Ганнибала 216 г., переданной Полибием (см.): "божеством карфагенян, Гераклом и Иолаем, Ареем, Тритоном, Посидоном, божествами, взятыми в поход солнцем, луной, землей реками и водами и всеми богами, обитающими в Карфагене". Здесь за необходимым в каждой семитической местности богом-покровителем следуют божества Тира — Мелькарт и Эшмун, затем бог войны (Арей — Решуф) и моря, необходимые для военной и морской республики, наконец, космические божества, дифференцировавшиеся из верховного. Другую, более сложную попытку в этом направлении представляет труд Филона Библского; но как его синкретическая и евгемеристическая тенденция, так и приемы его эксцеритатора Евсевия делают этот памятник весьма мало вразумительным. Помещенная в начале его космогония несколько расходится с сообщаемым о том же у Дамаския и обнаруживает подозрительное сходство с египетской космогонией у Гекатея. Вначале существуют дух и мрачный хаос; от их сочетания происходит Мот, первобытная влажная материя, содержащая зародыши вещей. Мот принимает форму яйца, раскалывающегося на небо и землю; из него сияют светила и рождаются разумные существа. Далее следуют генеалогии патриархов и изобретателей, подобные берозовским и библейским.

Культ финикиян обнаруживает признаки фетишизма. До самых последних времен они представляли себе богов в виде камней и поклонялись деревьям и горам. Антропоморфные идолы встречаются редко: они были в Карфагене (Ваал-Хамман в виде старца с рогами барана), на Кипре, где у Амафунта найдена колоссальная статуя божества охотника; в Библе местная Ваалат изображалась в виде египетской Атор, женщиной с рогами коровы и диском на голове; этот головной убор финикияне поняли как луну. Богиню чтили в Библе и под видом высокого конического камня, поставленного среди храма. Такие же камни стояли на Кипре — в Пафе, Мальте, таков же был эмесский бог Элагабал. В Сидоне Астарта чтилась под видом круглого камня, возимого на колеснице, в Тире — Мелькарт под видом двух светящихся колонн. Эти камни носили название вефилей (от сем. b ê t-el, "дом божий"), считались носителями божественной силы и нередко были аэролитами, т. е. как бы посланными с неба. По этой, вероятно, причине изобретение их у Филона приписывается Урану, "соорудившему вефили, одушевленные камни". Карфагенский Ваал считался обитающим в каменных столбиках, называвшихся хамманами и ставившихся его почитателями у его жертвенника. Астарте для этой же цели ставились деревья или просто колья, наз. ашерами. Носителями божественной силы были и рощи, и горы, и мысы. Последние носили и соответствующие названия, напр. Рош-Мелькарт в Сицилии. Филон называет эпонимов гор в числе обожествленных праотцов. Отсюда объясняется подмеченное Тацитом отсутствие идола на горе Кармил: "Кармилом называют и гору, и бога. Здесь нет ни храма, ни изображения, но только жертвенник". Антропоморфные идолы встречаются как предметы частного культа. Часто попадаются грубые терракотовые статуэтки Астарты (большей частью из гробниц), фигурки бога-охотника и божества, изображавшегося в виде уродца-зародыша, подобного египетскому Пта-Эмбриону. Вероятно, эти два божества, называвшиеся Патеками и находившиеся с финикиянами в качестве пенатов на кораблях, вызвали к жизни в Греции культ кабиров — "великих" (финик. кабирим). В греко-римское время Ваал-Шамаим изображался в виде человека с лучами у головы, что указывало на его солнечный характер. На монетах Библа встречаются изображения Эля в виде человека с шестью крыльями, сообразно описанию Филона.

Храмы большей частью состояли из прямоугольного двора, обнесенного колоннадой, с фетишем посередине и портиком у входа. К этому двору примыкало покрытое пространство с жертвенником; иногда и последний был под открытым небом (напр. в Пафе на Кипре). Для омовений жрецов на дворе ставили колоссальные чаши, подобные "медному морю" иерусалимского храма. В Амрите (др. Мараф) экспедиция Ренана нашла хорошо сохранившееся сооружение, называемое и теперь еще "маабед" = храм. Среди обширного квадратного двора, высеченного в живой скале и обнесенного внутри галереей, поставлена прямоугольная каменная глыба, на которой выстроен монолитный наос для символа божества (см. Финикийские древности). Если в орнаментации этого и особенно другого амритского храма несомненно египетское влияние, то поздние храмы, Сидона и Тира, судя по монетам, ничем не отличались от современных им греческих. Жрецы были многочисленны. Уже из Библии известно о 850 жрецах, содержавшихся Иезавелью. На Кипре существовали целые жреческие роды Кинираодов и Тамиридов. Куски надписи из Кития сообщают, не вполне для нас понятно, о различных классах жрецов. В Тире верховные жрецы были из царского рода и одно время достигли престола. Культ часто имел дикий характер; в его состав входила музыка на флейте, струнном инструменте и тимпане, пляска и поранения. Взгляд семитов на божество как на грозную силу, желающую жертв и рабского отношения, требовал принесения самого дорогого на его алтарь; отсюда ужасные человеческие жертвоприношения, заклания и всесожжения детей, первенцев и пленных и так назыв. храмовая проституция. Человеческие жертвы приносились большей частью в случае опасности и при благополучном окончании трудных предприятий. Обычный, рядовой и частный культ состоял, как и у евреев, из кровавых и бескровных жертв. Из животных приносились быки, молодой скот, птицы. Свиньи считались нечистыми. При прошениях имели место всесожжения (kalil). До нас дошли две надписи (марсельская и карфагенская), содержащие, вероятно, выдержки из сакрального кодекса, подобного книге Левит, и представляющие жертвенные тарифы местных храмов. Целью их было установление гонорара жрецам, для ограждения от их вымогательств. Жрецы получали строго определенную плату в сиклях и их частях, смотря по важности жертвы; бедные пользовались скидкой или совсем освобождались от платы. Обрезание также было в обычае у Ф. Праздники финикиян стояли в связи с жизнью природы. Так в Библе, Афаке на Кипре и Ливане весной справлялись семидневные Адонии, нашедшие себе в той или другой форме широкое распространение в классическом мире. Торжеству возвращения к жизни юного бога прекрасного времени года предшествовал день плача по умершем, изображение которого выставлялось и затем, при жалобных воплях, причитаниях и под звуки флейты, погребалось. В Тире в месяце перитии (февраль-март) со времени царя Хирама I справляли аналогичный праздник "пробуждения Мель-карта". Впоследствии рассказывали, что бог был убит темной силой и пробужден снова к жизни своим спутником Эшмуном (Иолаем) при помощи дыма от жареного перепела. Книга Маккавеев (II, 4, 18) упоминает еще о каком-то празднике в честь Мелькарта Тирского, справлявшемся каждые пять лет и привлекавшем богомольцев и пожертвования со всей Азии. Вообще блеск праздников в Сирии, как это описывает и псевдо-Лукиан, много выигрывал от весьма распространенного обычая пилигримства. Какой-то семидневный весенний праздник справляли и в Карфагене. Кроме жертвоприношений и участия в празднествах, усердие верующих выражалось в разного рода пожертвованиях. Цари строили, ремонтировали и украшали храмы; это же брали на себя и храмовые братства (Масрах в Африке, устраивавшее также праздничные пиршества в честь богов; в числе имен 28 членов со старшиной во главе есть нумидийские и латинские) или общества граждан. Отдельные лица жертвовали священные сосуды, алтари, новые врата в храмах, но особенно часто — вотивные каменные плитки с надписями и изображениями символов божества и жертвуемых (символически?) предметов или без них, нередко с изображением поднятой вверх руки, как символа молитвы. Особенно много таких благодарственных камней находят в Африке (см. Танит). В Египте недавно найдена благодарственная надпись одного финикийского семейства Исиде и Астарте за благополучное путешествие. Она начертана на пьедестале магической статуэтки Гора. Заупокойный культ. Финикияне веровали в бессмертие души в царстве теней ("Рефаим") и в то, что ее загробная судьба связана с участью тела. Поэтому ближайшей заботой было оградить гроб от поругания и грабежа; отсюда заклятия в надгробных надписях против посягателей, отсюда заботы родных о сохранности тела, его недоступности и продовольствии. Хотя первая цель и не достигалась здесь так же успешно, как в Египте, все же были попытки предохранить, хотя бы временно, труп от разложения, покрывая его слоем гипса или его отверстия — золотыми пластинками, а лицо — золотыми масками. Гробницы были или в пещерах, или в искусственных склепах, или на поверхности земли, в особых башенных сооружениях, представлявших подобие подземных склепов. В последние вели или наклонные лестницы, или отвесные колодцы ("студенец истления" — Пс. 54, 24). Иногда (напр. в Африке) подземные гробницы сообщались с землей и при помощи узких наклонных труб, служивших для возлияний. Для культа покойников к узкой стороне саркофага приделывался жертвенник. Вместе с ними клали амулеты, домашнюю утварь, оружие, светильники, идольчики из терракоты. Первоначально покойников хоронили на носилках; потом вошли в употребление саркофаги ("дома вечности"), приобретенные в Египте или сделанные по образцу египетских, каменные, антропоидного или иного типа, с орнаментами или без них. Такие саркофаги найдены как в собственной Ф., так и в Сицилии, Корсике, Испании (у Кадикса). В Африке находят оссуарии. Над подземным кладбищем часто воздвигали род башни (так наз. меггацили у Амрита, см. ф. 1 и 2). Подробности представлений о загробной жизни неизвестны. Филон говорит о боге смерти "Мут", которого он сопоставляет с Плутоном; греческая надпись над погребенным в Афинах финикиянином Антипатром упоминает о страшном демоне в образе льва (είχθρολέων), опасном для душ за гробом. Иногда некрополи служили местами волхвований. В Карфагене найдена, напр., свинцовая пластинка (tabella devotionis) с надписью, проклинавшей и "связывавшей" неугодное автору ее лицо. Эта пластинка была опущена в могилу через трубу для возлияний. В Сардинии, кроме амулетов египетского стиля, в гробницах найдены серебряные футляры, украшенные головками львов и грифонов и содержащие внутри серебряные пластинки с магическими надписями.
  
ФИНИКИЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ I.
 
1. Гробница в Амрите.
2. Гробница в Амрите.
3. Наос храма в Амрите.
4. Саркофаг из Сидона.
5. Каменные статуи, найденные близ Атиено (выс. 1,12 м и 1,66 м).
6. Серебряная патера.
7. Бог Решуф на своем льве.
8. Изображение бога Эл на библосской монете.
9. Изображение Мелькарта на тирской монете.
10. Библосская монета.

О финикийском календаре кое-что известно из надписей; месяцы его — общеханаанские (Этаним, Бул, Фаалот и т. д.), упоминаемые и в Ветхом Завете, как еврейские, до знакомства с вавилонским календарем. Субботы финикияне не чтили, но праздником у них, кажется, было новолуние. Из названия одного месяца Цебах-Шемеш, "жертва солнцу", заключают о солнечном характере года, так как праздник солнцу мог справляться всегда в одно и то же время.

Государственное устройство Ф. известно весьма недостаточно. Карфагенская конституция едва ли много может выяснить, так как она выработана самостоятельно, при других культурных и исторических условиях. Трудно сказать, сознавали ли себя прибрежные хананеи от Тарса (он считался колонией Арада и чтил своего Ваала; финикийским считался и Мирианд) до Иоппии единым народом и верна ли гипотеза Винклера об общем имени сидонян, обязанном своим происхождением религиозной амфиктионии; но несомненно, во-первых, что солидарность с финикиянами африканскими и испанскими никогда не была забыта, во-вторых, что сознание национального единства, если и было, не препятствовало вражде и соперничеству отдельных городов. Едва ли был момент, когда вся Ф. представляла одно государство; может быть, это было близко к осуществлению во времена Хирама (см.). Но было бы рискованным предполагать, что в Ф. каждый город представлял отдельное государство. Во все времена замечаются города крупные и мелкие, нечто вроде того, что было у филистимлян с их пятью большими городами, имевшими под собой мелкие. Так, в египетское время мы видим царей в Тире, Сидоне, Библе, Берите, Акко; они говорят о других городах, им подвластных (напр. царь Библа: "Абдаширта взял гг. Шигату и Аммиа; все мои города, за исключением двух, отняты"; царь Тира заботится об отнятой у него Уше). Книга Судей (гл. XVIII) считает Лаис (впоследствии Дан) городом Сидона. В ассирийское время Берит не встречается; вероятно, он подпал под власть Библа; Иттобал Тирский основывает Ботрис; в качестве городов Элулая, "укрепленных, окопанных и запертых", Синахериб упоминает Великий и Малый Сидон, Вифзаиту, Сарепту, Михаллибу, Ушу, Экдиппу и Акко. В персидское время и Библ, имея царей, занимает подчиненное положение. Относящийся к тому же времени перипл Скилака представляет владения Сидона и Тира чересполосными: первому принадлежит полоса от Леонтополя до Орнифополя и Дора, второму — Сарепта, Экдиппа и Аскалон (?). Выше упомянуто о борьбе Марафа за самостоятельность (в эпоху диадохов). Царская власть в городах покоилась на общесемитических религиозных основаниях. Царь был наместником городского божества и часто его верховным жрецом (не в Тире). Торговый характер городов, благосостояние граждан и уважение, которым пользовалось богатство, делали власть царя в Ф. менее абсолютной, чем в других местах. Так, без его ведома решались вопросы о мире и войне (Arrian., An., II, 15); его окружал совет, состоявший в Сидоне из 100 старейшин; десять его представителей, вероятно — глав наиболее знатных родов, составляли особую, более важную коллегию. Играют роль "старейшины": они самостоятельно из Арки пишут Фараону; в Араде и Марфе πρεσβύτατοι (Diod. 33, 5) составляют совет царя. Народ, вероятно, созывался на собрания; в Тире, кажется, была для этого специальная площадь, называемая греками Еврихором. Рабов было очень много; в Тире в VII веке они возбудили восстание, свергнувшее старую династию. В персидское время существовал союз из Сидона, Тира и Арада, которые вместе ставили для персов 300 кораблей; мелкие города (даже Библ) должны были свои контингенты подчинять большим. Если верить Диодору, Триполь, состоявший из трех отдельных городов, основанных в расстоянии стадия друг от друга, на нейтральной почве, арадянами, тиранами и сидонянами, был местом союзного собрания под председательством царей трех городов. Каждый из них являлся туда в синедрий в сопровождении 100 сенаторов. Сюда же приезжал на это время персидский наместник. Надписи сообщают нам кое-какие титулы чиновников, пока малопонятные. Так, упоминается "слуга Хирама, царя сидонян, наместник Карфагена" (кипрского); в тирских надписях встречаются "рабы" (вельможи), "шофеты" (судьи); эти шофеты даже стояли во главе Тира в течение 8 лет, вероятно, в силу анархии, с 564 г., пока не одолела партия, выписавшая царя из Вавилона. На Кипре упоминаются какие-то правительственные "малцы", вероятно переводчики, и раб-сарсары, может быть, главные маклеры; в карнакской надписи говорится о "земском старосте ". Одна надпись представляет постановление "народа" гавлского; один текст в Sulci (Сардиния) говорит, кажется, о постановлении местного сената. Наконец, афинская надпись, датированная 15-м годом "народа сидонского", есть интересное постановление местной сидонской колонии в честь "Шама-Ваала, которого поставил народ над устройством храмового двора". За добросовестное исполнение поручения ему присужден золотой венок из сумм "Ваала Сидона", т. е. храмовой казны, и сделана надпись, "чтобы знали сидоняне, что народ умеет награждать людей, оказавших ему услуги". Отсюда видно, что финикияне даже в чужом городе в 1-м в. до Р. Х. имели свои общины с храмами божеств родного города. Подобные же колонии были в Мемфисе, где находились храм Астарты и квартал "тирян" (Τυρίων στρατόπεδον, Herod, II 92) в Иерусалиме (Неем. XIII, 16), а впоследствии и в Италии (напр. гильдия гераклеистов из Тира и посидониастов из Берита в Путеоли). Существовало право проксении, соответствовавшее нашим консульствам; лица, связанные им, имели части разбитого черепка, которые для доказательства должны были, будучи сложены, прийтись одна к другой.

продолжение...>>>

Категория: 7. Территория обитания | Просмотров: 1121 | Добавил: shmoo | Теги: Финикия | Рейтинг: 0.0/0 |
Copyright Диверсант SHMOO © 2024 | Бесплатный конструктор сайтов - uCoz