Вождение в нетрезвом состоянии — самое дорогое нарушение в абсолютном
большинстве стран мира. Правда, фиксированные штрафные ставки или
стандартные сроки лишения прав есть далеко не везде. Обычно с пьяницами
разбираются суды в индивидуальном порядке, а размер штрафа, срок лишения
прав или даже тюремного заключения зависит от тяжести нарушения.
Во многих государствах, в том числе и в России, водителям разрешено
садиться за руль в состоянии очень легкого «подпития». Почти вся Европа
приняла единую норму содержания алкоголя в крови у водителя — это 0,5
промилле. У нас в 2008 году была установлена граница в 0,3 промилле. А
вот в Испании, Италии, Швейцарии и Великобритании можно употреблять аж
до 0,8 промилле. Примерно столько обнаружится в крови 80-киллограмового
мужчины сразу после принятия внутрь ста грамм водки. А уж некрепкого
вина европейскому водителю можно выпить хоть бутылку.
Как правило, за границей наказание за езду в нетрезвом состоянии
различается в зависимости от последствия нарушения. Ехал себе навеселе,
никого не трогал — отделаешься не очень большим штрафом. А устроил
аварию — и сядешь, и прав лишишься. В Таиланде так вообще пьяных
водителей казнят, если по их вине кто-то погиб.
В США (где, как известно, в каждом штате свои законы, в том числе и
касающиеся дорожного движения), пьяный водитель может попасть даже на
штраф в 10 000 долларов. Такую сумму заплатит тот, кто попался
полицейским третий раз за десять лет. А нарушивший впервые, если он не
создал аварийную ситуацию, может отделаться наказанием в 300 долларов.
Впрочем, штрафы, как правило, дополняются лишением прав от полугода.
В Германии, в случае ДТП накажут «за пьянку» даже водителя с 0,3
промилле — и это несмотря на то, что вроде бы в этой стране разрешено
управлять транспортным средством, если количество алкоголя в крови не
превышает 0,5 промилле. Кроме того, для начинающих автомобилистов, чей
стаж меньше двух лет, а также тех, кому еще не исполнился 21 год и для
водителей такси никакой «минимальной дозы» нет — все эти люди вообще не
имеют права сесть за руль подшофе.
Штрафы же в Германии, в отличие от США, — фиксированные. Водитель,
попавшийся в первый раз, заплатит 500 евро, второй раз — 1000 евро, ну а
третье нарушение, согласно недавно выросшим тарифам, обойдется в 3000
евро. Главные трудности поджидают злостных нарушителей (тех, кто пойман в
третий раз или тех, кто умудрился сесть за руль, превысив дозу в 1,6
промилле алкоголя в крови) при возвращении прав. Бывшему водителю
придется пройти медико-психологическую экспертизу, как ее называют
немцы, «идиотентест». Помимо компьютерных тестов и врачебных осмотров,
незадачливому автомобилисту психологи будут несколько часов задавать
вопросы типа «Сколько в Германии поворотов» (ответ — «два: правый и
левый»). Причем перед сдачей зверского «идиотентеста» нужно еще пройти
специальные курсы за 300–500 евро. А каждая попытка доказать немцам, что
ты не верблюд, может стоить до 450 евро.
В скандинавских странах за серьезные нарушения, к которым,
безусловно, относится вождение в нетрезвом состоянии, штрафы взимают по
индивидуальным тарифам — в процентах от дохода и с учетом финансового
состояния человека. Так, с одного богача-норвежца, проехавшего пьяным
ровно 400 метров, в Осло содрали 109 тысяч долларов. Именно столько
дядечка получает ежемесячно.
За превышение скорости тоже в разных странах наказывают по-разному.
Однако этот вид нарушений чаще контролируется исполнительной властью, а
не судами. В большинстве цивилизованных стран уже очень хорошо развита
система видеофиксации: беспристрастная автоматика фиксирует малейшее
превышение скорости, а квитанция находит адресатов даже в других
странах. Кстати, всем, кто использует сервис rent-a-car в Европе, стоит
помнить — сумму штрафа могут снять с вашего банковского счета, который
вы сообщили, забирая машину, даже не поставив вас в известность. Такое,
например, частенько бывает с туристами в Италии.
В США в большинстве штатов установлены свои фиксированные штрафы за
превышение скорости, правда, только за незначительное. А пойманным на
большой скорости придется явиться в полицию. В Нью-Йорке за превышение
лимита на 10 миль в час положен штраф в 30 долларов, на 30 миль в час —
60 долларов. Еще дешевле гонять в Пенсильвании, максимальный штраф здесь
— всего 35 долларов. А вот в Хьюстоне наказания более суровые:
превышение всего на 5 миль в час обойдется водителю в 158 долларов.
Однако в среднем по стране, по данным NHTSA (Национальное управление по
дорожной безопасности США) нарушитель, пойманный за превышение скорости в
первый раз, заплатит не более 200 долларов.
Кстати, американцы очень не любят свою систему штрафов за скорость,
считают ее далеко не совершенной и всячески с ней воюют. Ими изобретена
куча способов не платить штрафы, правда, человеколюбивое
законодательство и строгое соблюдение принципа презумпции невиновности,
водителям всячески помогают. Так, простое несогласие автомобилиста
подписать «traffic ticket» вкупе с последующей неявкой полицейского на
разбор дела, освобождают нарушителя от ответственности.
Похожее правило действует и в Великобритании — если зафиксировавший
нарушение полицейский не явился в суд или не смог привести убедительные
доказательства вины водителя, — штрафа не будет. Кстати, в
Великобритании одно из самых низких ограничений скорости в Европе. На
трассах разрешено ехать не быстрее 70 миль в час (113 км/ч), на обычных
дорогах вне населенных пунктов — 40 миль в час (64 км/ч), а в городах —
30 миль в час, то есть не более 48 км/ч. Сравните с Германией, где на
трассах вообще нет ограничения скорости, хотя власти и рекомендуют
ездить не быстрее 130 км/ч.
Штрафы за чересчур быструю езду в Соединенном Королевстве не слишком
большие по сравнению с другими европейскими странами. На Альбионе
превышение до 25 км/ч обойдется в 44 фунта стерлингов. Водителям,
превысившим на 25–40 км/ч придется заплатить от 45 до 100 фунтов. Это
очень по-божески по сравнению, например, со Швецией, в которой даже
превышение не более 10 км/ч карается штрафом, эквивалентным 215 евро. А
если водитель будет ехать быстрее разрешенного на 16–20 км/ч, то ему
придется раскошелиться уже на 300 евро.
Во Франции штрафы за небольшие превышения примерно такие же, как в
Великобритании — в среднем 68–135 евро. Однако тот, кто гонит на 50 км/ч
быстрее положенного, попадает сразу на 1500 евро! И участие властей в
фиксации нарушения сведено к минимуму, чересчур быстрых водителей ловят
исключительно камеры. Но даже дело о небольшом превышении может быть
передано в суд. А французское законодательство допускает лишение прав в
том числе и тех, кто превысил всего на 10 км/ч.
Кстати, во Франции оплачивать штрафы положено в течение 15 дней, а не
в течение месяца, как у нас. Если деньги не поступили вовремя, требуемая сумма
автоматически увеличивается вдвое. А если штраф не оплачен и через
месяц, то аж втрое! В нашем Кодексе об административных правонарушениях
(КоАП) теоретически тоже предусмотрено удвоение неоплаченных штрафов,
однако единая система, при помощи которой ГИБДД отслеживает поступление
денег, на даты не обращает внимания. Можно оплатить штраф и через месяц,
и через два, — но добавки никто у вас не попросит. Хотя по закону вроде
бы должны.
А вот в Молдавии за неуплату штрафа в положенные 30 дней вообще
лишают прав — сразу на полгода. Кстати, в той же Молдавии действует еще
одно строгое правило: здесь водители со стажем менее года не имеют права
ездить быстрее 70 км/ч, даже если на дороге, по которой они едут
установлено большее ограничение. За непослушание они отдадут около 30
долларов — сумма, очень большая для молдаванина.
Самые высокие штрафы за превышение скорости в Европе установлены в
Италии. Превышение на 11–40 км/ч может стоить до 573 евро. Если же
водитель гнал на 40 км/ч быстрее лимита, то штраф может подскочить до
1433 евро. А вот самая демократичная с точки зрения превышения скорости
страна Европы — Ирландия. Здесь неважно, на сколько именно км/ч
водитель превысил разрешенный лимит — штраф будет один и тот же: 80
евро.
Таким образом, если наши штрафы сравнивать с заграничными в пересчете
на минимальный оклад или даже на реальную среднюю зарплату, получается,
что российские законы ничуть не мягче иностранных. Так чего же не
хватает чиновникам из ГИБДД и депутатам Государственной Думы? Похоже,
они никак не могут понять, что культура вождения не зависит только от
размера наказания. Само собой, ругать водителей да повышать поборы куда
проще, чем реформировать ГИБДД и суды, наладить единую информационную
систему, пересажать коррупционеров или построить хорошие дороги за
пределами центрального федерального округа.
Источник - mail.ru