д) При диадохах и в эпоху
эллинистических монархий Ф. бывала
неоднократно театром войн; ее города переходили из рук в руки; вместе с
Сирией она была постоянно спорной областью между Птолемеями и
Селевкидами, что отразилось не только на монетах, но отчасти и на
именах; Акко переименована сначала в Птолемаиду, потом в Антиохию.
Основана Лаодикея Ливанская, с семитическим населением. Несмотря на
беспрерывные войны и на создание нового приморского культурного центра —
Александрии, древние финикийские города все еще пользовались
благосостоянием, особенно Сидон и Арад; Тир долго не мог оправиться
после погрома. В Сидоне Александр сверг старую династию, посадив Абдалонима, Птолемей сделал царем своего
генерала Филокла, известного греческими симпатиями;
он ссудил делийцам деньги для уплаты контрибуции Птолемею I. Вероятно, к
той же династии относятся Этмуназары (см.) и Табниты (см.), царствовавшие под
верховенством Птолемеев, которых они называют "адон мелаким" ("владыка
царей") и от которых получили "Дору и Иoппию, прекрасные хлебные земли,
что в полях Саронских". На монетах II в. до Р. Х. Сидон величает себя
"матерью Каккабы (Карфагена), Иппоны, Кития и Тира". Последний не
остается в долгу и величает себя "матерью сидонян", в то время как
Селевкова Лаодикея Ливанская, считая себя царским городом, именует себя
"метрополией Ханаана". Таким образом, продолжается старое соперничество.
Особенно оно заметно в истории Арада; здесь интересно также влияние
египто-сирийских отношений. Богатый береговой пригород Мараф, держась
Птолемеев, отложился от Арада, опиравшегося на Селевкидов.
Братоубийственная борьба продолжалась с половины III в. до самого
римского времени и кончилась разрушением Марафа. Несколько ранее был
разрушен Берит (140 г. до Р. Х.), Трифоном. Во время междоусобий
последних селевкидов финикийским городам удалось приобрести полную
автономию; многие из них вместо селевкидской эры вводят новую со времени
освобождения: Сидон и Триполь — с 111 г., Тир — с 126 г. (вм. 275, с
Птолемея II); Арад еще раньше принял автономную эру 259 г. В то же время
на Ливане появились арабские разбойничьи племена, опустошавшие области
городов; в последних была анархия и появлялись "тираны" (в Библе и
Триполе).
е) Римское владычество признало городские автономии;
некоторые города (Дора, Библ) приняли Помпееву эру 64 г. Римляне
истребили разбойников и "тиранов". Август в наказание за сочувствие
Антонию ограничил автономию Тира и Сидона, подчинив их надзору легата,
но, вероятно, лишь временно, так как из Деян. Апост. (см.) можно
заключить о существовании дипломатических сношений между ними и Иродом
Агриппой (44). Освобождение многих городов в Сирии было не актом
великодушия римлян, а желанием освободиться от хлопот по
непосредственному управлению и сбору дани. Сохраняя юрисдикцию и
финансовое управление, города были организованы римлянами на
аристократических началах ценза; налоги взимались по римским
провинциальным установлениям. При Севере провинция Сирия разделяется на
Syria Palaestina, Syria Coele и Syria Phoenice; последняя заключала в
себе не только берег, но и Илиополь, Емесу, Дамаск, Пальмиру,
Авранитиду, Ватанею и Трахонитиду. В 198 г. появляется первый legatus
provinciae Phoenices. Впоследствии (IV в.) из трех провинций было
образовано 7, причем Ф. "приморская" отделена от "ливанской". В Ф.
стояли легионы и устраивались римские колонии ветеранов (возобновленный в
14 г. до Р. Х. Берит как Colonia iuris Italici, при С. Севере —
Лаодикея, Тир, при Гелиогабале — Сидон и т. д.). При Адриане Тир
получает титул метрополии финикиян, вероятно, в религиозном отношении;
этот титул сохраняется до Александра Севера; появляется высшее духовное
лицо "финикарх", о функциях которого ничего неизвестно. Как под
селевкидским, так и под римским владычеством западная культура
продолжала распространяться в Ф., переплетаясь с туземной. Хотя
греческий язык и делается официальным (на монетах) и литературным, хотя
греческое искусство берет верх над туземным, но и местные представления
оказывают влияние на классический мир, и туземная интеллигенция умеет
долго оставаться носительницей двух культур. Не только в самой Ф., но и
на Кипре и даже в Греции долго продолжают писаться финикийские надписи,
иногда с греческим переводом. Местные боги сопоставляются с греческими,
подгоняются сходные мифы; финикияне переводят нередко свои имена на
греческий лад, молятся греческим богам (напр. на Делосе). Неоплатонизм,
эта своеобразная переработка зап. философии в восточном смысле, имел
одним из наиболее видных представителей тирского уроженца Малха,
по-греч. Порфирия. Вообще Ф. была одним из центров эллинистической
ученой литературы. Страбон говорит о сидонской философской школе,
знакомой с Аристотелем и представлявшейся Боэфом и Диодотом. Свида
упоминает о Зеноне и его труде "Сидонская история". В Тире еще раньше
процветали стоики — Антипатр, друг Катона Младшего, и Аполлоний,
описавший жизнь Зенона и составивший библиографию стоицизма. Свида
говорит об Аспасии, библском софисте, современнике Адриана, написавшем
историю Библа. Библ в конце I в. по Р. Х. был также центром богословской
литературы, представителями которой являются Филон и Ермипп.
Современником последнего был Марин Тирский, первый ученый географ,
который, изучив восточные и греческие географические труды, составил
первые карты, послужившие потом для Птолемея. Из других тирян известны:
Павел ритор, речи которого перед Адрианом город обязан титулом
метрополии, и Максим философ, один из воспитателей ими. М. Аврелия. Все
эти авторы писали на греческом языке; многие из них были природные
греки, но влияние на них туземной культуры, а может быть, и финикийских
литературных источников (напр. на Филона и Марина) нельзя отрицать. Зато
юридическая школа в Берите была исключительно римским учреждением.
Христианство. Финикияне были единственным
языческим народом, удостоившимся непосредственно слушать проповедь
Спасителя (Ев. Луки VI, 17) и видеть Его в своих пределах (Мрк. VII, 26;
Mф. XV, 21). После убиения первомученика Стефана Ф. была ближайшей
страной, куда направились "рассеявшиеся" проповедники христианства
(Деян. XI, 19). Aп. Павел во время своего третьего путешествия нашел в
Тире уже целую "церковь", с которой он провел неделю (ibid. XXI, 3). Во
II веке уже встречаются тирские епископы, которые, между прочим,
принимали видное участие в решении пасхального вопроса. В 334 г. в Тире
был арианский собор; сидонский епископ участвовал на первом вселенском
соборе. Финикийские города дали немало мучеников во время гонений
Диоклетиана, Галерия и Максимина.
Религия финикиян имела общесемитическую, в
частности ханаанскую, основу и, подобно другим сирийским, находилась
под сильным влиянием вавилонской. Боги-покровители семитических племен и
колен — "ваалы" ("владыки") — при новых культурных условиях сделались
покровителями городов, ваалами Тира, Арада, Тарса и т. д. Рядом с ними
существовали женские божества "Ваалат" (владычицы), иногда занимавшие
первенствующее место в культе (напр. в Библ) и сопоставленные с
вавилонской Истар в форме Ашторет (Астарта). В Библе, Берите и некоторых
других местностях сохранились представления о верховном семитическом
божестве Эле (см.) и его женской форме Элат, но в культе он отступал на
задний план. Тирский Ваал носил имя Мелькарта (см.), "царя города", что
вполне приличествовало богатому центру торгового и морского могущества;
на Кипре также часто местных богов называли "царями" — "Малик" (отсюда
Молох). Первоначально Ваал и Астарта в своих различных формах имели
характер божеств плодородия. Ваал, как бог мужского элемента в природе,
был богом неба (Ваал-шамаим, Βεελσάμην, Ваал неба, сопоставленный
впоследствии с Зевсом), дождя и бури, тождественным с северосемитским
Ададом, который также был известен в Ф. Астарта, хтоническая богиня,
также получила небесный характер и даже иногда называлась "царицей
небес". Распространившиеся из Вавилона представления о богине плодородия
и ее любви к юному богу весны, нашедшие себе воплощение в мифе об Истор
и Фаммузе, известны были и в Ф. В Библе рассказывали о трагической
смерти и воскресении Адониса-Элиуна ("высочайший"), в Берите — о любимце
Астарты Эшмуне (см.), изувечившем себя и обожествленном богиней. Этот
Эшмун был одним из наиболее популярных образов финикийской мифологии:
его чтили и в Сидоне, и в Тире, и на островах, и в Карфагене, где на
вершине Бирсы стоял его храм. Греки сопоставляли его со своим Асклепием.
По-видимому, он был олицетворением космической жизненной теплоты.
Хтонический характер имеют и мифы об Эле (см.) — Кроне и его отце Уране
(вероятно, божестве земного плодородия Тебеле, названном Ураном в угоду
эллинизации), рассказанные Филоном Библским. Однако божества неба были и
владыками светил. Филон прямо называет Ваал-шамаим солнцем, как ούρανοϋ
κύριος; Астарта выступает в качестве богини луны. Морской характер
нации обусловил и появление божеств моря. Отчасти такой характер получил
и Мелькарт Тирский, которого на монетах стали изображать сидящим на
крылатом морском коне; но у Филона перечисляются как различные герои,
изобретатели мореходства (первый — Усоос, переплывший на бревне море,
брат Ипсурания, первого обитателя островного Тира, может быть,
герой-эпоним Ушу, берегового поселения Тира), так и три поколения богов:
Нерея, Понта и Посидона. На поздних монетах финикийских городов
встречаются изображения морских божеств с хвостами дельфинов и божеств с
трезубцами, стоящих на дельфинах (из Берита, где, по Филону, почитался
"Посидон"). Поразительно обилие божеств-охотников. Кроме Усооса, Филон
называет Агрея, Алиея, Элиуна-Адониса, Агрота; надписи сообщают имя бога
Цеда ("Охотник", греч. Ферон). В этом нельзя не видеть наследия
пустыни, а может быть, и влияния вавилонских мифов, Гильгамис которых
дал образец для бесчисленного множества изображений уродливого божества,
держащего в руках львов и других животных и напоминающего египетского
Беса. Кроме этих божеств финикиян (особенно на Кипре), чтили
общеханаанских (проникших в Египет) — Решуфа (см.) и богиню Анату,
сопоставленную у Филона с Афиной. Вероятно, уже в поздние времена
заимствованы из Вавилонии боги Салман и Нергал. Египетская религия,
принявшая в свой пантеон Ваала, Астарту и др., в свою очередь оказывала
влияние на финикийскую; сходство некоторых представлений (особенно в
культе г. Библа; см. П. Лукиан, "De Syria dea") облегчало это влияние.
Так, финикияне чтили Осириса и его цикл, Тота (у Филона он выступает
богом премудрости), Пта; финикияне, бывая в Египте, молились тамошним
богам и ходили на поклонение в местные святыни (напр. Абидос, где
найдено несколько десятков их graffiti). Сопоставление божеств различных
местностей, дифференциация их, привнесение новых элементов из других
религий и т. п. повлекло за собой путаницу, заставившую подумать о
классификации божеств и систематизации религиозных представлений. Следы
этого можно найти, напр., в известной присяге Ганнибала 216 г.,
переданной Полибием (см.): "божеством карфагенян, Гераклом и Иолаем,
Ареем, Тритоном, Посидоном, божествами, взятыми в поход солнцем, луной,
землей реками и водами и всеми богами, обитающими в Карфагене". Здесь за
необходимым в каждой семитической местности богом-покровителем следуют
божества Тира — Мелькарт и Эшмун, затем бог войны (Арей — Решуф) и моря,
необходимые для военной и морской республики, наконец, космические
божества, дифференцировавшиеся из верховного. Другую, более сложную
попытку в этом направлении представляет труд Филона Библского; но как
его синкретическая и евгемеристическая тенденция, так и приемы его
эксцеритатора Евсевия делают этот памятник весьма мало вразумительным.
Помещенная в начале его космогония несколько расходится с сообщаемым о
том же у Дамаския и обнаруживает подозрительное сходство с египетской
космогонией у Гекатея. Вначале существуют дух и мрачный хаос; от их
сочетания происходит Мот, первобытная влажная материя, содержащая
зародыши вещей. Мот принимает форму яйца, раскалывающегося на небо и
землю; из него сияют светила и рождаются разумные существа. Далее
следуют генеалогии патриархов и изобретателей, подобные берозовским и
библейским.
Культ финикиян обнаруживает признаки
фетишизма. До самых последних времен они представляли себе богов в виде
камней и поклонялись деревьям и горам. Антропоморфные идолы встречаются
редко: они были в Карфагене (Ваал-Хамман в виде старца с рогами барана),
на Кипре, где у Амафунта найдена колоссальная статуя божества охотника;
в Библе местная Ваалат изображалась в виде египетской Атор, женщиной с
рогами коровы и диском на голове; этот головной убор финикияне поняли
как луну. Богиню чтили в Библе и под видом высокого конического камня,
поставленного среди храма. Такие же камни стояли на Кипре — в Пафе,
Мальте, таков же был эмесский бог Элагабал. В Сидоне Астарта чтилась под
видом круглого камня, возимого на колеснице, в Тире — Мелькарт под
видом двух светящихся колонн. Эти камни носили название вефилей (от сем.
b ê t-el, "дом божий"), считались носителями божественной силы и
нередко были аэролитами, т. е. как бы посланными с неба. По этой,
вероятно, причине изобретение их у Филона приписывается Урану,
"соорудившему вефили, одушевленные камни". Карфагенский Ваал считался
обитающим в каменных столбиках, называвшихся хамманами и ставившихся его
почитателями у его жертвенника. Астарте для этой же цели ставились
деревья или просто колья, наз. ашерами. Носителями божественной силы
были и рощи, и горы, и мысы. Последние носили и соответствующие
названия, напр. Рош-Мелькарт в Сицилии. Филон называет эпонимов гор в
числе обожествленных праотцов. Отсюда объясняется подмеченное Тацитом
отсутствие идола на горе Кармил: "Кармилом называют и гору, и бога.
Здесь нет ни храма, ни изображения, но только жертвенник".
Антропоморфные идолы встречаются как предметы частного культа. Часто
попадаются грубые терракотовые статуэтки Астарты (большей частью из
гробниц), фигурки бога-охотника и божества, изображавшегося в виде
уродца-зародыша, подобного египетскому Пта-Эмбриону. Вероятно, эти два
божества, называвшиеся Патеками и находившиеся с финикиянами в качестве
пенатов на кораблях, вызвали к жизни в Греции культ кабиров — "великих"
(финик. кабирим). В греко-римское время Ваал-Шамаим изображался в виде
человека с лучами у головы, что указывало на его солнечный характер. На
монетах Библа встречаются изображения Эля в виде человека с шестью
крыльями, сообразно описанию Филона.
Храмы большей частью состояли из
прямоугольного двора, обнесенного колоннадой, с фетишем посередине и
портиком у входа. К этому двору примыкало покрытое пространство с
жертвенником; иногда и последний был под открытым небом (напр. в Пафе на
Кипре). Для омовений жрецов на дворе ставили колоссальные чаши,
подобные "медному морю" иерусалимского храма. В Амрите (др. Мараф)
экспедиция Ренана нашла хорошо сохранившееся сооружение, называемое и
теперь еще "маабед" = храм. Среди обширного квадратного двора,
высеченного в живой скале и обнесенного внутри галереей, поставлена
прямоугольная каменная глыба, на которой выстроен монолитный наос для
символа божества (см. Финикийские древности). Если в орнаментации этого и
особенно другого амритского храма несомненно египетское влияние, то
поздние храмы, Сидона и Тира, судя по монетам, ничем не отличались от
современных им греческих. Жрецы были многочисленны. Уже из Библии
известно о 850 жрецах, содержавшихся Иезавелью. На Кипре существовали
целые жреческие роды Кинираодов и Тамиридов. Куски надписи из Кития
сообщают, не вполне для нас понятно, о различных классах жрецов. В Тире
верховные жрецы были из царского рода и одно время достигли престола.
Культ часто имел дикий характер; в его состав входила музыка на флейте,
струнном инструменте и тимпане, пляска и поранения. Взгляд семитов на
божество как на грозную силу, желающую жертв и рабского отношения,
требовал принесения самого дорогого на его алтарь; отсюда ужасные
человеческие жертвоприношения, заклания и всесожжения детей, первенцев и
пленных и так назыв. храмовая проституция. Человеческие жертвы
приносились большей частью в случае опасности и при благополучном
окончании трудных предприятий. Обычный, рядовой и частный культ состоял,
как и у евреев, из кровавых и бескровных жертв. Из животных приносились
быки, молодой скот, птицы. Свиньи считались нечистыми. При прошениях
имели место всесожжения (kalil). До нас дошли две надписи (марсельская и
карфагенская), содержащие, вероятно, выдержки из сакрального кодекса,
подобного книге Левит, и представляющие жертвенные тарифы местных
храмов. Целью их было установление гонорара жрецам, для ограждения от их
вымогательств. Жрецы получали строго определенную плату в сиклях и их
частях, смотря по важности жертвы; бедные пользовались скидкой или
совсем освобождались от платы. Обрезание также было в обычае у Ф.
Праздники финикиян стояли в связи с жизнью природы. Так в Библе, Афаке
на Кипре и Ливане весной справлялись семидневные Адонии, нашедшие себе в
той или другой форме широкое распространение в классическом мире.
Торжеству возвращения к жизни юного бога прекрасного времени года
предшествовал день плача по умершем, изображение которого выставлялось и
затем, при жалобных воплях, причитаниях и под звуки флейты,
погребалось. В Тире в месяце перитии (февраль-март) со времени царя
Хирама I справляли аналогичный праздник "пробуждения Мель-карта".
Впоследствии рассказывали, что бог был убит темной силой и пробужден
снова к жизни своим спутником Эшмуном (Иолаем) при помощи дыма от
жареного перепела. Книга Маккавеев (II, 4, 18) упоминает еще о каком-то
празднике в честь Мелькарта Тирского, справлявшемся каждые пять лет и
привлекавшем богомольцев и пожертвования со всей Азии. Вообще блеск
праздников в Сирии, как это описывает и псевдо-Лукиан, много выигрывал
от весьма распространенного обычая пилигримства. Какой-то семидневный
весенний праздник справляли и в Карфагене. Кроме жертвоприношений и
участия в празднествах, усердие верующих выражалось в разного рода
пожертвованиях. Цари строили, ремонтировали и украшали храмы; это же
брали на себя и храмовые братства (Масрах в Африке, устраивавшее также
праздничные пиршества в честь богов; в числе имен 28 членов со старшиной
во главе есть нумидийские и латинские) или общества граждан. Отдельные
лица жертвовали священные сосуды, алтари, новые врата в храмах, но
особенно часто — вотивные каменные плитки с надписями и изображениями
символов божества и жертвуемых (символически?) предметов или без них,
нередко с изображением поднятой вверх руки, как символа молитвы.
Особенно много таких благодарственных камней находят в Африке (см.
Танит). В Египте недавно найдена благодарственная надпись одного
финикийского семейства Исиде и Астарте за благополучное путешествие. Она
начертана на пьедестале магической статуэтки Гора. Заупокойный культ. Финикияне веровали в
бессмертие души в царстве теней ("Рефаим") и в то, что ее загробная
судьба связана с участью тела. Поэтому ближайшей заботой было оградить
гроб от поругания и грабежа; отсюда заклятия в надгробных надписях
против посягателей, отсюда заботы родных о сохранности тела, его
недоступности и продовольствии. Хотя первая цель и не достигалась здесь
так же успешно, как в Египте, все же были попытки предохранить, хотя бы
временно, труп от разложения, покрывая его слоем гипса или его отверстия
— золотыми пластинками, а лицо — золотыми масками. Гробницы были или в
пещерах, или в искусственных склепах, или на поверхности земли, в особых
башенных сооружениях, представлявших подобие подземных склепов. В
последние вели или наклонные лестницы, или отвесные колодцы ("студенец
истления" — Пс. 54, 24). Иногда (напр. в Африке) подземные гробницы
сообщались с землей и при помощи узких наклонных труб, служивших для
возлияний. Для культа покойников к узкой стороне саркофага приделывался
жертвенник. Вместе с ними клали амулеты, домашнюю утварь, оружие,
светильники, идольчики из терракоты. Первоначально покойников хоронили
на носилках; потом вошли в употребление саркофаги ("дома вечности"),
приобретенные в Египте или сделанные по образцу египетских, каменные,
антропоидного или иного типа, с орнаментами или без них. Такие саркофаги
найдены как в собственной Ф., так и в Сицилии, Корсике, Испании (у
Кадикса). В Африке находят оссуарии. Над подземным кладбищем часто
воздвигали род башни (так наз. меггацили у Амрита, см. ф. 1 и 2).
Подробности представлений о загробной жизни неизвестны. Филон говорит о
боге смерти "Мут", которого он сопоставляет с Плутоном; греческая
надпись над погребенным в Афинах финикиянином Антипатром упоминает о
страшном демоне в образе льва (είχθρολέων), опасном для душ за гробом.
Иногда некрополи служили местами волхвований. В Карфагене найдена,
напр., свинцовая пластинка (tabella devotionis) с надписью, проклинавшей
и "связывавшей" неугодное автору ее лицо. Эта пластинка была опущена в
могилу через трубу для возлияний. В Сардинии, кроме амулетов египетского
стиля, в гробницах найдены серебряные футляры, украшенные головками
львов и грифонов и содержащие внутри серебряные пластинки с магическими
надписями.
ФИНИКИЙСКИЕ ДРЕВНОСТИ I.
1.
Гробница в Амрите.
2.
Гробница в Амрите.
3.
Наос храма в Амрите.
4.
Саркофаг из Сидона.
5.
Каменные статуи, найденные близ Атиено (выс. 1,12 м и 1,66 м).
6.
Серебряная патера.
7.
Бог Решуф на своем льве.
8.
Изображение бога Эл на библосской монете.
9.
Изображение Мелькарта на тирской монете.
10.
Библосская монета.
О
финикийском календаре кое-что известно из надписей;
месяцы его — общеханаанские (Этаним, Бул, Фаалот и т. д.), упоминаемые и
в Ветхом Завете, как еврейские, до знакомства с вавилонским календарем.
Субботы финикияне не чтили, но праздником у них, кажется, было
новолуние. Из названия одного месяца Цебах-Шемеш, "жертва солнцу",
заключают о солнечном характере года, так как праздник солнцу мог
справляться всегда в одно и то же время.
Государственное
устройство Ф. известно весьма
недостаточно. Карфагенская конституция едва ли много может выяснить, так
как она выработана самостоятельно, при других культурных и исторических
условиях. Трудно сказать, сознавали ли себя прибрежные хананеи от Тарса
(он считался колонией Арада и чтил своего Ваала; финикийским считался и
Мирианд) до Иоппии единым народом и верна ли гипотеза Винклера об общем
имени сидонян, обязанном своим происхождением религиозной амфиктионии;
но несомненно, во-первых, что солидарность с финикиянами африканскими и
испанскими никогда не была забыта, во-вторых, что сознание национального
единства, если и было, не препятствовало вражде и соперничеству
отдельных городов. Едва ли был момент, когда вся Ф. представляла одно
государство; может быть, это было близко к осуществлению во времена
Хирама (см.). Но было бы рискованным предполагать, что в Ф. каждый город
представлял отдельное государство. Во все времена замечаются города
крупные и мелкие, нечто вроде того, что было у филистимлян с их пятью
большими городами, имевшими под собой мелкие. Так, в египетское время мы
видим царей в Тире, Сидоне, Библе, Берите, Акко; они говорят о других
городах, им подвластных (напр. царь Библа: "Абдаширта взял гг. Шигату и
Аммиа; все мои города, за исключением двух, отняты"; царь Тира заботится
об отнятой у него Уше). Книга Судей (гл. XVIII) считает Лаис
(впоследствии Дан) городом Сидона. В ассирийское время Берит не
встречается; вероятно, он подпал под власть Библа; Иттобал Тирский
основывает Ботрис; в качестве городов Элулая, "укрепленных, окопанных и
запертых", Синахериб упоминает Великий и Малый Сидон, Вифзаиту, Сарепту,
Михаллибу, Ушу, Экдиппу и Акко. В персидское время и Библ, имея царей,
занимает подчиненное положение. Относящийся к тому же времени перипл
Скилака представляет владения Сидона и Тира чересполосными: первому
принадлежит полоса от Леонтополя до Орнифополя и Дора, второму —
Сарепта, Экдиппа и Аскалон (?). Выше упомянуто о борьбе Марафа за
самостоятельность (в эпоху диадохов). Царская власть в городах покоилась
на общесемитических религиозных основаниях. Царь был наместником
городского божества и часто его верховным жрецом (не в Тире). Торговый
характер городов, благосостояние граждан и уважение, которым
пользовалось богатство, делали власть царя в Ф. менее абсолютной, чем в
других местах. Так, без его ведома решались вопросы о мире и войне
(Arrian., An., II, 15); его окружал совет, состоявший в Сидоне из 100
старейшин; десять его представителей, вероятно — глав наиболее знатных
родов, составляли особую, более важную коллегию. Играют роль
"старейшины": они самостоятельно из Арки пишут Фараону; в Араде и Марфе
πρεσβύτατοι (Diod. 33, 5) составляют совет царя. Народ, вероятно,
созывался на собрания; в Тире, кажется, была для этого специальная
площадь, называемая греками Еврихором. Рабов было очень много; в Тире в
VII веке они возбудили восстание, свергнувшее старую династию. В
персидское время существовал союз из Сидона, Тира и Арада, которые
вместе ставили для персов 300 кораблей; мелкие города (даже Библ) должны
были свои контингенты подчинять большим. Если верить Диодору, Триполь,
состоявший из трех отдельных городов, основанных в расстоянии стадия
друг от друга, на нейтральной почве, арадянами, тиранами и сидонянами,
был местом союзного собрания под председательством царей трех городов.
Каждый из них являлся туда в синедрий в сопровождении 100 сенаторов.
Сюда же приезжал на это время персидский наместник. Надписи сообщают нам
кое-какие титулы чиновников, пока малопонятные. Так, упоминается "слуга
Хирама, царя сидонян, наместник Карфагена" (кипрского); в тирских
надписях встречаются "рабы" (вельможи), "шофеты" (судьи); эти
шофеты даже стояли во главе Тира в течение 8 лет, вероятно, в силу
анархии, с 564 г., пока не одолела партия, выписавшая царя из Вавилона.
На Кипре упоминаются какие-то правительственные "малцы", вероятно
переводчики, и раб-сарсары, может быть, главные маклеры; в карнакской
надписи говорится о "земском старосте ". Одна надпись представляет
постановление "народа" гавлского; один текст в Sulci (Сардиния) говорит,
кажется, о постановлении местного сената. Наконец, афинская надпись,
датированная 15-м годом "народа сидонского", есть интересное
постановление местной сидонской колонии в честь "Шама-Ваала, которого
поставил народ над устройством храмового двора". За добросовестное
исполнение поручения ему присужден золотой венок из сумм "Ваала Сидона",
т. е. храмовой казны, и сделана надпись, "чтобы знали сидоняне, что
народ умеет награждать людей, оказавших ему услуги". Отсюда видно, что
финикияне даже в чужом городе в 1-м в. до Р. Х. имели свои общины с
храмами божеств родного города. Подобные же колонии были в Мемфисе, где
находились храм Астарты и квартал "тирян" (Τυρίων στρατόπεδον, Herod, II
92) в Иерусалиме (Неем. XIII, 16), а впоследствии и в Италии (напр.
гильдия гераклеистов из Тира и посидониастов из Берита в Путеоли).
Существовало право проксении, соответствовавшее нашим консульствам;
лица, связанные им, имели части разбитого черепка, которые для
доказательства должны были, будучи сложены, прийтись одна к другой.
продолжение...>>>
|