Виктора Януковича можно поздравить, но
трудно ему позавидовать. Страна после правления «оранжевых» находится в
состоянии запущенной коммуналки, в которой несколько лет жил цыганский
табор. Но, несмотря на это, выполнять взятые социальные обязательства,
выплачивать государственные долги, останавливать падение производства
победителю президентских выборов придется. Мы послушали экспертов и
вычленили 10 самых важных шагов Виктора Януковича на посту главы
государства, которые нужно сделать, чтобы закрепить победу…
Шаг первый – не дать переиграть результаты
выборов. Тимошенко не собирается сдаваться. Хотя ее команда
готова выкинуть белый флаг капитуляции, верхушка БЮТ, как и верхушка
Третьего Рейха, скорее, отравится в бункере, чем примет ситуацию такой,
как она есть. Все заявления о готовности работать в оппозиции – не более
чем лапша на уши. Даже если не будет публично-правового скандала с
обжалованием итогов волеизъявления нации, «бело-красные» пойдут на тихий
саботаж там, где у них еще остались люди, допущенные к штурвалу власти.
До 17 марта, когда должна произойти «смена караула», столько времени,
что можно успеть многое. И остаток средств с казначейских счетов
повыгребать, и кредиты взять, и вовремя за что-нибудь не заплатить
(например, за газ).
Поэтому – шаг второй: людей во власти надо менять сразу после
инаугурации; а где менять сразу не получится – блокировать, чтобы не
вредили. Природа чиновника такова, что он редко бывает верен
команде, нанявшей его на работу. Правильный госменеджер, как свободный
киллер, работает на тех, кто его нанимает. В связи с этим победившая
сила и близкие к ней лица (причем даже близкие весьма условно) сейчас
переживают не только эйфорию, но и «телефонный терроризм» от соискателей
должностей. По опыту всех предыдущих рокировок правящих команд,
нынешнее время – звездный час для мутных личностей, которые выдают себя
за посредников по трудоустройству во власти и ходят с портфелями,
набитыми резюме. Учитывая, что к резюме прилагаются солидные суммы в
иностранной валюте, мошенники, специализирующиеся на «решении кадровых
вопросов», за одну неделю высокого политического сезона сшибают на
новенькую «Ауди». Соискатели же, как правило, потолкавшись и постучав
лбами в закрытые двери, вынуждены ждать официального призыва на
вакантные должности и решать свои вопросы уже со вновь назначенными
руководителями министерств, ведомств и регионов.
Отсюда весьма важный вывод – кадровый отсев должен быть безжалостным и
неподкупным. Иначе есть шанс запрудить власть «осколками» «бютовской»
машины, лентяями, саботажниками и коррупционерами, а потом долго и нудно
от них избавляться. Ведь уволить чиновника несравнимо сложнее, чем
взять на работу.
Шаг третий – нивелировать критику. Как бы продуктивно
ни работала команда нового президента, добиться мгновенных позитивных
результатов, заметных невооруженным глазом, объективно невозможно.
Народный депутат от Партии регионов и к тому же известный аналитик Ирина
Акимова недавно сказала, что в случае, если к власти в Украине придет
нормальное правительство и будут приняты адекватные антикризисные меры,
самый благожелательный прогноз возврата промышленного производства к
уровню 1990 года – это конец 2011 года.
Тимошенко же накануне проигрыша специально забрасывала «дезу», что после
первого квартала 2010 года все в Украине нормализуется. Этим она
обеспечивает себе условия с периодичностью «говорилки» в Парке культуры и
отдыха в праздничный день повторять: «Уважаемые сограждане! Напоминаю
вам, что по вине Партии регионов вы живете недостаточно хорошо.
Повторяю. Уважаемые сограждане…» (и так 1555 раз).
Чтобы не загонять себя в рамки чужой игры и не оправдываться каждый раз
по поводу и без оного, новому президенту предстоит сразу выработать
систему коммуникации с обществом. И не дать перехватить инициативу своим
политическим противникам.
Не помешали бы открытые для общественности расследования фактов
нецелевого использования средств на казначейских счетах (совершенно
очевидно, что в этом плане помогли бы не только «пинкертоны» из
Генпрокуратуры, но и аудиторы Счетной палаты Украины). Вне сомнения, они
имели место. Необходимо и раскрытие информации о сговоре коммерческих
структур с исполнительной властью на предмет выплаты НДС (вне очереди),
процентов (купонов) по госдолгам и т.д. Это, безусловно,
неконструктивное занятие, но, увы, необходимое для каждого нового
президента.
Шаг четвертый – отдать побольше власти в регионы.
Аналитики с опытом считают, что необходимо сразу же, не мешкая,
перераспределить полномочия, задачи и тревоги масс между центром и
регионами в пользу последних. Как говорит президент Центра системного
анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко, президент не может быть
дворником в каждом дворе. И, чтобы такой «патерналистской» иллюзии у
общества не оставалось, необходимо изначально расставить точки над «i»,
озадачить мэров и губернаторов, а затем уволить не справившихся. Это
народу понравится, поскольку свои бытовые проблемы он свяжет (и
совершенно правильно, кстати) не с общей обстановкой в стране, а с
недоработками мэра-казнокрада.
Шаг пятый – принять бюджет. Как правильно говорит
Николай Азаров, принятие такого бюджета, который не будет грузить
экономику и вместе с тем даст стране реальные ориентиры, – это задача
первоочередной важности. Реальные ориентиры в области налоговой
политики, реальные ориентиры в области дефицита бюджета и,
соответственно, источников его погашения.
Шаг шестой – выполнить обещание по пенсиям. Повышать
пенсии и зарплаты с 1 марта придется, поскольку люди этого ждут с
замиранием сердца. Для нового президента это будет первым трудным
экономическим испытанием. Вопрос, где взять деньги, настолько сложен,
что я даже не берусь на него однозначно ответить. Но зарплаты-пенсии и
бюджет взаимосвязаны: деньги на социальные расходы должны быть заложены в
главной смете страны.
Шаг седьмой – избежать, по возможности, перевыборов парламента,
сформировать коалицию из имеющегося депутатского «материала».
Конечно, это вопрос глубоко политический, но с точки зрения бюджетных
расходов, а также потери времени, выборы стране сейчас не нужны. Правда,
если без них никуда – значит, придется выбирать…
Шаг восьмой – разобраться с внешними долгами. Долги
нужно платить, но лучше это делать не сейчас, а позже, когда страна
встанет на ноги. А, значит, в нынешнем году их надо постараться
максимально реструктуризировать. Что вполне вероятно, если новый
президент вызовет симпатию и доверие иностранных инвесторов.
Как правильно сказал все тот же мудрый Николай Янович, «по большому
счету Украина не зависит ни от западных денег, ни от каких-либо других.
То есть мы всегда – и наше правительство, которое Янукович возглавлял, и
я, как первый вице-премьер, министр финансов – обходились без
каких-либо больших кредитов, а занимали только тогда, когда в принципе
необходимо было возвращать долги для рефинансирования наших долговых
обязательств. Та ситуация, которую Тимошенко сейчас создала, ситуация,
когда страна заняла за один только год где-то порядка 20 миллиардов
долларов, она, конечно, является сложной. Но при всем при этом я считаю,
что у нас, прежде всего, есть свои ресурсы. И второе, деньги дают не
тому, кто в них нуждается, а тому, кто в них не нуждается, как бы это
парадоксально ни звучало. Поэтому для нас главная задача – создать такую
ситуацию, навести такой порядок, при котором мы собственными силами
сможем справиться со своими проблемами. Когда мы этого достигнем, тогда
будет идти речь о возобновлении сотрудничества, и охотно это
сотрудничество будет с нами возобновлено…».
Шаг девятый – найти деньги на первоочередные расходы.
Можно ли поймать кошку (черную) в темной комнате? Если ее там нет –
нельзя. А если есть? Конечно, ЮВТ позаботится, чтобы казна напоминала
Москву перед въездом Наполеона. Как говорил Кутузов, «прачкиных юбок,
чтобы не нашлось». Но поскрести по сусекам все же можно. Опираясь в
очередной раз на слова мудрого Азарова, заметим: 5,5 млрд. грн. на
выдачу так называемых бесплатных актов на землю – это одни нецелевые
расходы. Памятники Мазепе и Голодомору – другие. Наверняка, подобных
бессмысленных расходов за счет средств стабилизационного фонда,
например, найдется немало. Если их переориентировать на расходы нужные,
будет пусть небольшая но все же «подкормка».
Шаг десятый – поднять экономику. Не стоит забывать, что
за 2009 год наша промышленность упала почти на 22%. После блокады и
бомбардировок Югославии в 1999 году падение ВВП в этой стране составило
15% (сравнимая с Украиной цифра), промышленность упала на 22,3% (у нас –
на 22%), бюджетный дефицит составлял 8% (в Украине почти 10%). Поэтому,
как отмечает Ирина Акимова, когда мы говорим, что в украинской
экономике остались руины, то это вполне корректное сравнение.
Сейчас уровень промышленного производства составляет 84% от уровня 1990
года. В самом тяжелом положении в украинской экономике оказались
металлургическая, химическая промышленность и машиностроение, которое
упало на 45%. В строительной отрасли падение составило 48%, в
транспортной отрасли – 21%. Падение розничного товарооборота составило
более 20%. Согласно аналитическому отчету "Эрсте Банка" на конец 2010
года ожидается реальный рост ВВП всего на 2%.
В этих условиях пытаться возрождать экономику – невероятно сложная
задача. Но другого выхода нет. А дорогу, как известно, осилит идущий…
Галина Акимова источник: Версии.com
|