История английской автомобильной марки
Jaguar началась в сентябре 1922 года в городе Блэкпул, когда Уильям
Лайонс и Уильям Уолмсли основали компанию по выпуску мотоциклетных
колясок. Они продавались под маркой Swallow (с англ. ласточка), что
соответствовало их изящной форме. Компания называлась Swallow Sidecar. К
сожалению (а может, и к счастью), производство колясок оказалось
невыгодным, и Swallow Sidecar занялись выпуском кузовов для популярного в
то время недорогого автомобиля Austin Seven, а затем и сборкой
автомашин на базе агрегатов Austin.Продукция молодой компании «Swallow Sidecar»
сразу привлекла к себе внимание как красотой и изяществом, так и
сравнительно низкой ценой - хотя автомобиль Austin с кузовом Swallow
стоил несколько дороже оригинального, он оказался одной из самых дешевых
заказных машин. Попутно компания выпускала также кузова для Fiat 509A,
Morris Cowley и Wolsely Hornet.Летом 1931 года на Лондонском автосалоне
появился первый автомобиль компании – SS I. Точно нельзя сказать, что
скрывалось под аббревиатурой SS - по разным версиям, это Standard
Swallow или Swallow Special. Небольшой автомобиль, с которого началась
история Jaguar как автопроизводителя, стал одним из самых заметных
экспонатов выставки. Низкий вытянутый кузов и шестицилиндровый рядный
двигатель придавали SS I вид дорогого спортивного автомобиля, однако его
характеристики не соответствовали облику - машина едва развивала 113
км/ч. Этого было вполне достаточно для повседневной эксплуатации, но не
могло служить пропуском в класс спортивной элиты.Между тем, работы по совершенствованию
автомобиля продолжались, и в конце 1935 года была создана модель SS100.
Она имела защищенные металлической сеткой радиатор и огромные фары,
красивые крылья над спицованными колесами большого диаметра, кузов с
чисто английскими вырезами для локтей (их просто некуда было бы деть в
узком кокпите) и внушительных размеров топливный бак, прикрытый запасным
колесом. Под низким капотом в половину длины машины располагалась
104-сильная рядная верхнеклапанная шестерка объемом 2,5 л.Индекс указывал на скорость автомобиля, но на
самом деле магический для того времени 100-мильный порог (161 км/ч)
сумела преодолеть созданная лишь тремя годами позже версия с
3,5-литровым мотором.Модель
SS100 серийно выпускалась до 1939 года. Именно на этой модели впервые, с
легкой руки Уильяма Лайонса, помимо буквенно-цифрового индекса,
появилась надпись Jaguar. Этот автомобиль, отличавшийся изысканными
линиями кузова, одержал множество побед на популярных в те годы
конкурсах элегантности, а мощный двигатель, частично синхронизированная
коробка передач, подвеска на полуэллиптических рессорах, барабанные
тормоза Girling и удачная развесовка обеспечивали призовые места в
международных ралли и соревнованиях по подъемам на возвышенность.Фирменный стиль многих автомобилей в ту пору
большей частью определяла носовая фигура, украшавшая пробку заливной
горловины радиатора, как носовые свесы парусников. Глава отдела рекламы и
сбыта фирмы Ранкин набросал эскиз прыгающей кошки и показал его
скульптору Гордону Кросби. Так появилась фигурка ягуара.Во время Второй мировой войны компания
выпускала бомбардировщики и легкие внедорожники с мотором Ford. После
окончания войны Лайонс, предвидя негативную реакцию на название фирмы,
схожее с названием элитарных подразделений Третьего рейха, заменил
аббревиатуру SS на Jaguar Car Limited.Первым послевоенным спорткаром Jaguar в 1948
году был XK120. Впервые сердцем Jaguar стал двигатель собственной
конструкции, работы над которым начались в Ковентри еще в годы войны.
Проект получил название X. Надо отметить, в серию пошел только
одиннадцатый вариант K. Этот двигатель оказался настолько удачным, что
его устанавливали не только на купе, но и на первый послевоенный седан
Mk V 1949 года.Серийная
рядная шестерка с индексом ХК, которая впервые появилась под капотами
новых спортивных родстеров Jaguar ХК120 в 1948 году, имела многие черты,
свойственные современным силовым агрегатам, - алюминиевую головку
блока, гидравлические толкатели в клапанном механизме, расположенные по
центру полусферической камеры сгорания свечи зажигания. А главной
технической изюминкой стали два верхних распредвала - смелое и необычное
решение для моторов тех лет.При рабочем объеме 3,4 л двигатель
развивал 160 л.
с. и разгонял родстер до скорости 192 км/ч (120 миль/ч - отсюда и цифры
в названии модели) и покорял тяговитостью и эластичностью. В различных
вариантах он использовался на всех автомобилях Jaguar - на
представительских седанах, спортивных купе и гоночных болидах - на
протяжении 38 лет! Даже после дебюта нового двигателя AJ6 на спортивных
купе Jaguar XJS 1984 года и последующей полной замены старичка ХК на
всех автомобилях Jaguar в течение нескольких лет он еще использовался
фирмой на английских Daimler.Первоначально
XK120 планировался как мелкосерийный автомобиль (около 200 штук),
однако спрос на эту модель превзошел все ожидания, и до 1954 года было
выпущено около 12 тысяч экземпляров.В 1954 году на смену XK120 пришел XK140,
мощность двигателя которого составляла сначала 190 л.с., а потом и 210 л.с. Спустя всего
три года модель заменили еще более мощной XK150. С 265-сильным мотором
она разгонялась до 210 км/ч. Это был первый в мире серийный автомобиль,
получивший дисковые тормоза на всех колесах.Участвовавший в 1950 году в гонке 24 часа
Ле-Мана Jaguar ХК120 долгое время держался в группе лидеров, но до
финиша добраться так и не смог. Лайонс рассудил, что если серийная
машина показала неплохие результаты, то специально подготовленный
автомобиль имеет все шансы на первое место. Так в 1951 году на трассу
вышел XK120C, или C-Type. Форсированный до 210 л.с. за счет
увеличения объема двигатель, три карбюратора Weber вместо двух SU и
облегченный кузов с пространственной рамой из труб позволили одной
машине установить рекорд круга, а другой легко выиграть гонку. Всего на
счету C-Type 37 побед в международных соревнованиях. В 1954 году на
смену C-Type пришел Jaguar D-Type, трижды подряд занимавший первое место
в Ле-Мане. Форсированный до 277 л.с. двигатель позволял
D-Type двигаться со скоростью 240 км/ч, а разгон до 100 км/ч составлял
4.7 с. За возвращение Великобритании былой спортивной славы Уильяму
Лайонсу был пожалован дворянский титул.Прототипы Е1А 1958 года и Е2А 1960 года
положили начало серийному родстеру Jaguar E-Type, который поразил
посетителей Женевского автосалона 1961 года. Двухместный Е-Type с
обтекаемым кузовом на пространственной трубчатой раме, 3.8-литровым
двигателем и независимой подвеской всех колес развивал максимальную
скорость 240 км/ч. Эта модель принесла фирме Jaguar всемирную славу.
Всего до 1975 года было выпущено более 75 тысяч E-Type. Получивший при
рождении двигатель объемом 3.8 л мощностью 265 л.с., в процессе эволюции
E-Type приобрел сначала 4.2-литровый, а потом и 5.3-литровый двигатель
V12. Конец истории E-Type в 1975 году положил нефтяной кризис -
12-цилиндровые двигатели оказались слишком прожорливыми.К сожалению, спортивной славы своих
предшественников E-type не достиг, и в 1966 году был построен спортивный
прототип XJ13 со среднерасположенным двенадцатицилиндровым двигателем и
полностью алюминиевым кузовом. Но максимальной скорости 281 км/ч в то
время было уже недостаточно для завоевания первых мест в международных
соревнованиях, и в 1971 году работы по XJ13 были свернуты.В 1988 году на Британском автосалоне был
представлен полноприводный концепт Jaguar XJ220 c двигателем V12 объемом
6.2 л,
однако работы над этим автомобилем возобновились только спустя год.
Было принято решение о выпуске малой партии (около 350 штук) XJ220,
причем двигатель V12 был заменен на 6-цилиндровый объемом 3.5 л. Его 540 л.с. приводили
только задние колеса и разгоняли XJ220 до 210 миль/час. Всего с 1992 по
1994 год было продано 275 экземпляров XJ220 по цене 403 тысячи фунтов. А
в 1996 году появилась совершенно новая модель XK8, заменившая изрядно
устаревший к тому времени XJ-S.Кроме спортивных, Jaguar выпускает и шикарные
представительские машины, по роскоши, убранству салона и престижности
соперничающие с такими марками, как Rolls Royce и Bentley. Их история
началась в сентябре 1948 года, когда было объявлено о создании новой
послевоенной модели Mk V. Автомобиль предлагался с кузовами седан и
кабриолет и оснащался моторами объемом 2.5 и 3.5 л.Модель Mk производилась в разных вариантах и
сериях. Например, Jaguar Mk II, выпускавшийся с 1959 по 1969 год, имел в
своем арсенале как сравнительно тихоходный мотор 2.4 л 120 л.с, так и
двигатели, позаимствованные у серии XK мощностью 213 и 223 л.с. Mk II
развивал с этими двигателями скорость 195 и 200 км/ч соответственно.
Скоростные качества автомобиля были оценены даже Скотланд-Ярдом, который
приобрел себе несколько Mk II с самыми мощными, 3.8-литровыми моторами.Удивительно, но седаны Mk I и Mk II достигали
больших успехов в гонках. На некоторых из них ездили самые известные
гонщики того времени - Майк Хауторн, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл, Рой
Сальвадори, Брюс МакЛарен и другие. Jaguar выигрывал гонки машин класса
«Grand Tourismo» в Германии, Австралии, Новой Зеландии и Тасмании, а
также установил международный рекорд дальности в Италии. В
Великобритании машины Mk II поддержали традицию Jaguar ежегодно
выигрывать гонки серийных машин в Сильверстоуне и в 1961 году принесли
компании тринадцатую победу.Британская
автомобильная промышленность, достигнув зрелости в 60-е годы,
постепенно становилась жертвой собственной консервативности. Начались
массовые банкротства компаний. Пытаясь сохранить свои позиции, фирмы
стали объединяться. В 1968 году компания «Jaguar» вошла в состав
«British Leyland Motor Corporation» (BLMC), заняв верхушку модельного
ряда: самые дорогие Daimler (включая единственную модель Limousine,
разработанную этой фирмой без помощи Jaguar), поскромнее – Jaguar.
Причем из-за корпоративных интересов руководство BLMC прекратило
производство не менее роскошных автомобилей фирмы Wolseley, также
вошедшей в корпорацию. В это время группой Daimler/Jaguar руководил Джон
Эган. Он-то в 1984 году, в разгар кризиса автомобилестроения
Великобритании, и подписал решение выйти из BLMC, справедливо полагая,
что если начнут экономить, в первую очередь сокращению подвергнутся
наиболее затратные подразделения.В течение пяти лет Daimler/Jaguar еще гулял сам
по себе. Благо, было в запасе несколько неплохих моделей. Например,
седан XJ6, выпускавшийся с 1968 года с 6-цилиндровым, а позднее -
12-цилиндровым двигателем. Или XJ-S (1975), скоростное купе с V12. Этот
двигатель был примечателен необычно высокой степенью сжатия 12,5:1,
достигнутой благодаря патентованной камере сгорания May-Fireball. На
модели XJ-S применялась оригинальная независимая задняя подвеска, роль
верхнего поперечного рычага в которой играла полуось. А тормозные
механизмы (до 1994 года) были вынесены к главной передаче. Модель
выпускалась мелкими партиями в различных модификациях вплоть до 1996
года, получив со временем 3.2-литровый 6-цилиндровый двигатель мощностью
333 л.с.Но, несмотря на все технические и эстетические
изыски, в 1989 году компания утратила независимость и вошла в состав
империи Форда.Новые
хозяева не стали радикально менять модельный ряд, а пошли по пути
модернизации уже существующих машин. Прошло семь лет, и только в 1996
году в арсенале Jaguar появился новый спортивный седан S-Тype. Сегодня
покупателям предлагается гамма из четырех семейств – XK8/XKR, X-Type,
S-Type и XJ. Готовится к выпуску новая серия – F-Type.С начала 2008 года Jaguar принадлежит
индийскому автогиганту Tata Motors.
|